мне недавно тов. ZuB скинул тематическую литературу, и вот что можно вычитать, к примеру, воспользовавшись его услугами:
Пилотаж на Ла-5
Перед выполнением фигур высшего пилотажа: петли, петли Шавиара, ранверсмана, иммельмана и горки, триммером руля глубины создать самолету кабрирующий момент на режиме максимальной горизонтальной скорости.
Вираж
Вираж на самолете производится на скорости 330—340 км/час. Самолет на вираже устойчив. При перетягивании ручки на вираже появляется покачивание самолета с крыла на крыло. При резком перетягивании ручки возможен срыв в штопор. Перекладывание самолета из виража в вираж происходит быстро. На элероны самолет послушен. Несколько велика нагрузка на ручку управления от элеронов. В случае потери скорости на вираже и сваливания на крыло необходимо дать ручку от себя и вывести самолет в горизонтальный полет.
Пикирование
Ввод в пикирование производится с разворота или с переворота. Пикирование разрешается производить до скорости 625 км/час по прибору. Самолет пикирует устойчиво и с газом и без газа. Тенденции к разворачиванию или затягиванию в пикировании не имеется. При пикировании не допускать числа оборотов выше 2600 в минуту в течение не более 30 сек. во избежание раскрутки винта. Не допускать на пикировании охлаждения головок цилиндров ниже 120° Ц.
Боевой разворот
Боевые развороты выполняются нормально. На боевом развороте самолет ведет себя устойчиво. Боевой разворот выполняется на скорости ввода 450 км/час. При выходе из разворота держать скорость 250 км/час.
Переворот
Переворот выполняется на скорости 250 км/час плавным движением ручки. Скорость на выводе 350—370 км/час. Потеря высоты за переворот 700—800 м.
Скольжение
Скользит самолет устойчиво, без разворачивания в сторону скольжения, при крене до 40—45°. Скорость ввода в скольжение 230—240 км/час. Скорость вывода—не менее 220 км1час.
Восьмерка
Восьмерку делать на скорости 320 км/час по прибору. Техника ее выполнения такая же, как и нормального виража. Время выполнения восьмерки - 45—50 сек.
Спираль
Спираль выполняют, полностью убрав сектор газа, с креном не более 45°, на скорости 280—300 км/час по прибору. Вводить в спираль плавно и выполнять ее так же, как и вираж, до 45°.
Самолет, отрегулированный с незначительным кабрированием на максимальной горизонтальной скорости, во время выполнения спирали слегка "висит" на ручке.
Петля
Петля выполняется в горизонтальном полете без потери высоты на скорости 460— 480 км/час. При выполнении петли не следует перетягивать ручку на себя, так как иначе самолет может свалиться на крыло или сделать самопроизвольный иммельман.
После перехода верхней точки петли дать возможность самолету набрать скорость 350—370 км/час, после чего плавно вывести его в горизонтальный полет.
Петля Шавиара
Для выполнения петли Шавиара немного снизить самолет и разогнать его до скорости 460 км/час по прибору. При вводе в петлю необходимо одновременно создать, крен около 45°. В дальнейшем петля Шавиара выполняется так же, как и нормальная петля, но во время выполнения ее необходимо сохранять начальный крен. Разницы между правой и левой петлями Шавиара нет. Выводят самолет из петли на скорости 370—380 км/час по прибору. Петля выполняется без потери высоты. Время выполнения 26—28 секунд.
Иммельман
Для выполнения иммельмана, немного снизив самолет, разогнать его до скорости 500 км/час по прибору. Темп выбирания ручки на себя в первой части иммельмана такой же, как и при выполнении петли до верхней точки. При достижении верхней точки, когда самолет будет находиться в положении "на спине", а линия капота мотора на уровне горизонта, дать ногу и ручку в ту сторону, в которую желательно перевернуть самолет.
Для выполнения правого иммельмана ручку дать плавно доотказа вправо, одновременно плавно дать правую ногу на полхода.
Для выполнения левого иммельмана ручку энергично дать полностью влево; одновременно энергично дать левую ногу доотказа.
После переворота поставить рули в нейтральное положение, чтобы удержать самолет от дальнейшего вращения, дать ручку несколько в обратную сторону и выбирать её незначительно на себя, не позволяя самолету опускать нос.
Скорость при выходе из иммельмана 220—230 км/час по прибору. Набор высоты за иммельман 800—900 м. Время выполнения 15—17 секунд.
Штопор
На самолете возможен только управляемый штопор. С рулями, недобранными наполовину, самолет штопорит вяло; с рулями, взятыми полностью по штопору, штопор более энергичный.
При выбирании ручки в горизонтальном полете самолет в штопор не входит, а на скорости 180 км/час валится на нос. При перетягивании ручки на вираже, если газ не убран, самолет в штопор не входит, а делает полубочки.
С убранным газом, при перетягивании ручки, самолет на вираже зарывается носом.
Вывод самолета из штопора (для всех высот)
1. При срыве в штопор не выбирать ручку на себя, а держать ее около нейтрального положения.
2. Для вывода из штопора сначала дать обратную ногу доотказа и вслед за этим дать ручку от себя в нейтральное положение.
3. После прекращения вращения самолета немедленно поставить ноги нейтрально, а ручку держать от себя в положении впереди нейтрального.
Набрав скорость 350—370 км/час, плавно выходить в горизонтальный полет, парируя тенденцию самолета к слишком быстрому выходу из пикирования.
4. Если при выводе из пикирования самолет бросает с крыла на крыло, значит перетянута ручка; отдать ручку от себя и выводить более плавно.
Горка
Горку выполнять на максимальной скорости горизонтального полета. После разгона самолета плавно выбрать ручку на себя и установить угол подъема около 60°. Скорость на горке после взятия самолета на подъем не следует допускать менее 250 км/час по прибору. При достижении скорости 270 км/час по прибору плавно отжимать ручкой самолет в горизонтальный полет или в разворот с небольшим креном в 15—20° в желаемую сторону, следя, чтобы скорость была не менее 250 км/час по прибору.
Набор высоты за горку около 1000 м. Время выполнения 12—15 секунд.
Ранверсман
Для выполнения ранверсмана с максимальной скорости горизонтального полета, плавно выбирая ручку на себя, довести самолет до положения относительно горизонта на 70—80°. При уменьшении скорости до 230—220 км/час по прибору полностью убрать сектор газа и, если выполняется левый ранверсман, дать левую ногу и одновременно ручку слегка вправо и от себя. Если выполняется правый ранверсман, наоборот, дать правую ногу и одновременно ручку слегка влево и от себя. Самолет заносит хвост, переваливается и переходит в пикирование в обратном направлении.
Скорость вывода 350—370 км/час по прибору. Разницы между правым и левым ранверсманом нет.
Потеря высоты, считая от верхней точки ранверсмана до выхода в горизонтальный полет после пикирования; составляет около 700 м. Время выполнения 38—40 секунд.
Бочка
Бочку выполняют на скорости 300 км/час по прибору без потери высоты.
Правые бочки выполняются энергичнее, левые—более медленно и с большим радиусом.
Для выполнения правой бочки необходимо слегка взять ручку на себя (поднять нос самолета на 10—15°), дать правую ногу на 3/4 хода и одновременно ручку доотказа вправо.